Школьная библиотека

22.10.2018

Республиканский конкурс «Лучшая школьная библиотека»

02.03.2020

 

                                                                                               Паспорт библиотеки

МКОУ «Терекли – Мектебская СОШ имени А. Ш. Джанибекова»

 

Название учреждения - МКОУ «Терекли – Мектебская СОШ имени А. Ш. Джанибекова»

Почтовый адрес –368850 РД Ногайский район с. Терекли – Мектеб  ул. Эдиге № 60

Телефон  ___89285025041___

E-mailkurashan 2012 @ jandex.ru

Ф. И. О. руководителя образовательного учреждения Ярикбаева Курасхан Джумагельдиевна

Ф. И. О. и официальное название должности школьного библиотекаря (зав. библиотекой)

Агаспарова Гюльнара Абубекеровна -  педагог – библиотекарь.

Бекишиева Айна Дилимхановна -  педагог – библиотекарь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Сведения о библиотеке

1.    Общие сведения.

1.1.Год основания библиотеки   -    1950 год

1.2.Этаж  -   первый

1.3.Общая площадь  48 кв.м.

1.4.Наличие специального помещения, отведенного под библиотеку:  да

1.5   .        Наличие читального зала:   совмещен с абонементом

1.6   .        Наличие книгохранилища для учебного фонда:  да

1.7.       Материально – техническое обеспечение библиотеки:

1.7.1. Компьютер -  ноутбукCDROM  -  нет

1.7.2. Магнитофон -  есть

1.7.3. Проектор  -  нет

1.7.4. Сканер   -  нет

1.7.5. Принтер  - нет

1.7.6. Телевизор -  нет

1.7.7. Видеомагнитофон  -   нет

1.7.8.  Ламинатор  -  нет

1.7.9. Брошюратор  -  нет

1.7.10. Другое - нет

1.7.11. Имеется ли в библиотеке доступ к Internet:     да

2. Сведения о кадрах

-  Штат библиотеки:

Агаспарова Гюльнара Абубекеровна -  педагог – библиотекарь.

Бекишиева Айна Дилимхановна -  педагог – библиотекарь.

- Образование:

Агаспарова Гюльнара Абубекеровна -  Волгоградское культурно-просветительноеучилище – 1984 год

Бекишиева Айна Дилимхановна – Чечено – Ингушское училище культуры - 1992 год

- Стаж работы:

Агаспарова Гюльнара Абубекеровна -  общий – 40 лет, библиотечный – 39 лет.

Бекишиева Айна Дилимхановна – общий – 21 год, библиотечный – 10 лет.

- Повышение квалификации:

Агаспарова Гюльнара Абубекеровна -  декабрь 2016,

Бекишиева Айна Дилимхановна – март 2017.

- Награды:

Агаспарова Гюльнара Абубекеровна -   нет

Бекишиева Айна Дилимхановна – нет

2.1. В каких профессиональных ассоциациях или других объединениях состоите – муниципальная ассоциация библиотекарей

2.2. Являетесь ли Вы постоянным членом педагогического совета вашего учебного заведения  - да, являемся.

2.3. Ведете ли вы на базе школьной библиотеки какие – либо факультативы, кружки  -  нет, не ведем.

2.4. Если да, то укажите, какие именно, для каких классов ____________

3. График работы:

Понедельник – пятница – с 8.00 до 16.00.

Суббота  - с 9.00 до 11.00

Вторая суббота месяца–методический день,

Четвертая суббота месяца – санитарный день.

В каникулярный период – с 9.00 до 12.00.

4. Сведения о фонде

4.1. Основной фонд библиотеки  - 23712  (экз):

4.1.1. Естественные науки (экз., %)  - 2591 экз, 10,9%;

4.1.2. Прикладные науки  (экз., %)  -  587 экз.,  2,47 %;

4.1.3. Общественные и гуманитарные науки, литература универсального содержания (экз.,%) – 1036 экз, 4,36%;

4.1.4. Художественная литература (экз., %) – 9201 экз, 38,8 %.

4.2.  Расстановка библиотечного фонда в соответствии с библиотечно – библиографической классификацией:  частично

4.3. Учебный фонд библиотеки (экз)  - 10297

4.4. Количество названий выписываемых периодических изданий -3

4.4.1 Для педагогических работников  - 2

4.4.2 Для учащихся  - 1

4.4.3.  Библиотековедческих   -   нет

4.5.  В фонде библиотеки  имеетсянет  документов на электронных носителях (CDROM, аудио-, видеоматериалы)

5.  Справочно – библиографическая работа

Формирование информационной культуры учащихся

6. Массовая работа. Виды массовых мероприятий, применяемых в библиотечной деятельности (кол-во) и перечень:

1. Тематические утренники в начальной школе

2. Тематические театрализованные представления в начальной школе

3. Устный журнал

4. Читательская конференция

5. Литературная гостиная

6. Литературные игры, конкурсы, викторины

7. Поэтический час

8. Конкурсы чтецов поэзии и прозы

9. Акция «В гости с книгой – Читаем вслух»

10. Уроки Мужества

 

7. Наиболее значимые достижения библиотеки за последний год – Победитель Муниципального тура конкурса «Лучшая школьная библиотека»

     

 

 

 

 

 

                 

Описание опыта работы школьной библиотеки

МКОУ «Терекли – Мектебская СОШ имени А. Ш. Джанибекова»

 

1.      Цели и задачи деятельности библиотеки.

Цели библиотеки:

·                    Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепциишколы и в школьной программе;

·                    Информационная – предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя;

·                    Культурологическая – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся;

·                    Воспитательная – способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю.

Задачи библиотеки:

·                    Обеспечение учебно – воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного обслуживания;

·                    Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно – досуговой деятельности;

·                    Проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников;

·                    Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей по подготовке образовательных проектов.

2.                  Применяемые формы работы с читателями.

В своей библиотечной деятельности  мы стараемся применять различные формы работы.

Абонемент – это открытый доступ к фонду и свободный выбор нужного произведения, где  печатныедокументы выдаются для пользования ими вне библиотеки.  Новичкам объясняется система расстановки библиотечного фонда,   оказывается помощь  в правильном выборе литературы, обращается их внимание на оформленные книжные выставки, проводятсярекомендательные обзоры и беседы.

В нашей библиотеке абонемент совмещен с читальным залом. Ученикам, работающим в читальном зале, подбираем необходимую им по теме литературу, помогаем в работе со словарями, справочниками, энциклопедиями, объясняем правила написания рефератов, докладов, составления проектов.

Массовые мероприятия самый эффективный вид библиотечной работы. Именно в нихраскрываются наши  книголюбы, в библиотеку приходят новые читатели, и мы, привлекая их к чтению, прививаем любовь к книге.

При составлении плана работы школьной библиотеки на  новый учебный год стараемся определить  цели и задачи  каждого мероприятия.  Но главной целью любого мероприятия, всегда является - приобщение к книге, поощрение свободного чтения. Мы стараемся научить их любить книгу, которая стала бы насущной пищей для сердца и разума, чтобы вырастали они сознательными гражданами нашей родины, духовно богатыми личностями. Постоянно  знакомим их с лучшими произведениями, раскрываем красоту родного языка, учим на примерах литературных героев принимать правильные решения.

В своей работе мы придерживаемся старых, проверенных форм массовых мероприятий (тематические утренники, устные журналы, вечера поэзии,.), но также  используем и новые, интерактивные формы работы (литературные игры, викторины, путешествия по страницам книг, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр)

3.      Охват читательской аудитории, включая педагогов и родителей (количественные показатели)

Пользователями школьной библиотеки являются учащиеся, педагогический состав и родители.

Охват читательской аудитории составляет:

Учащиеся   -  549  (данные на этот год, со 2 по 11 классы)

 Педагоги -54,

Родители  - 34.

Пользователи библиотеки обслуживаются на абонементе и в читальном зале. Организация тематических, юбилейных книжных выставок, выставок поступлений новых книг полнее раскрывают фонд библиотеки.

Фонд школьной библиотеки содержит научно – популярную, справочную, художественную литературу, а также учебники и учебные пособия, педагогическую и методическую литературу. Книги расставлены соответственно технологии работы школьной библиотеки: по системе библиотечно – библиографической классификации, а так же по возрастным категориям читателей.   В  библиотеке имеется и тематическая расстановка книг: «Поэзия», «Книги о Великой Отечественной войне», «Все о Дагестане», «Ногайская литература», «Словари и справочники» - которая позволяет пользователям библиотеки свободно ориентироваться в выборе нужных книг.

Работая не только с учениками, но еще и с педагогами и родителями стараемся удовлетворить их информационные потребности. Для чего в помощь пользователям библиотеки составляем тематические картотеки, рекомендательные списки, указатели, проводим библиографические обзоры и рекомендательные беседы, оформляем книжные выставки.

4.      Формирование направленности читательского интереса (учебная, художественная, профессиональная и др.)

Книга и чтение всегда были источником знаний, средством воспитания нравственных качеств и эстетического развития, помогали  познать мир и самого себя.

Нынешние  дети стали читать гораздо меньше. На развитие процесса «кризиса чтения»  повлияло –  телефон, компьютер, телевизор, и как работники школы, мы обратили внимание на то, что сократилось и  количество уроков литературы в учебно-базисном плане.

Мы, школьные библиотекари,вместе с учителями-филологами  вводим ребенка в мир  литературы, помогаем ему стать самостоятельным читателем.

Запись в школьную библиотеку осуществляется со второго класса. Ему предшествует традиционный костюмированный праздник «Посвящение в читатели», на котором герои детских книг знакомят будущих читателей с библиотекой и ее правилами, и правилами пользования книгой. На празднике звучат стихи и песни о книге и библиотеке, литературные герои проводят сказочную викторину, вовлекая будущих  читателей в игры и конкурсы. Вступая в ряды читателей школьной библиотеки, учащиеся вторых классов, произносят клятву читателя и получают символический ключ от библиотеки.

Надо отметить, что учащиеся начальных классов самые активные пользователи библиотеки. И они читают не только для души.  Часто запрашивают   произведения русских, советских и зарубежных авторов, для дополнительного чтения к уроку «Литературное чтение»,обращаются за  словарями  и  энциклопедиями.

При переходе  в средние классы, посещение школьной библиотеки значительно сокращается. Продолжая вовлекать в чтение учеников 5-7 классов, проводим рекомендательные беседы и библиографические обзоры, литературные игры, конкурсы, приглашаем принять участие в массовых мероприятиях.

В старших классах ситуация вновь  меняется, ученики приходят не только за произведениями по базовой программе, но и за книгами, необходимыми для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Принимая участие в таких сложных библиотечных мероприятиях, как читательская конференция, круглый стол, учащиеся проводят большую исследовательскую, литературно – критическую работу, создают электронные презентации.

Актуальность формирования читательских интересов –  обусловлена  возрастающей ролью речи в нашей жизни, которая служит  средством общения,  необходимым для социальной активности каждого человека. И наша библиотека, имеющая тесную связь со своими читателями, ежедневно проводит работу по формированиюинтереса к чтению, умению работать с книгой, пробуждает любовь к художественному слову.

5.                  Распространение опыта работы библиотеки (где, когда и каким образом деятельность библиотеки образовательной организации была представлена профессиональному сообществу и общественности, результативность (награды, публикации и др., свидетельства  популяризации опыта работы библиотеки)

Педагог – библиотекарь Агаспарова Г.А. более 15 лет руководит районным методическим объединением школьных библиотекарей.  Принимает деятельное участие в работе секции школьных библиотекарей, систематически обобщает свой библиотечный  опыт на семинарах библиотекарей, на курсах повышения  квалификации, круглых столах среди коллег. Формы обобщения опыта самые разнообразные: выездные тематические занятия, практические семинары, открытые мероприятия, презентации книг, обзоры книг.

Выступая перед школьными библиотекарями, использует новые методы работы, актуальность информации. Работает над своим профессиональным ростом, постоянно ищет пути совершенствования, проходит курсы повышения квалификации.

Как руководитель МО  проводит консультации для школьных библиотекарей района по сдаче статистических отчетов, составления годовых планов работы и  ведения библиотечной документации. Дает рекомендации по организации рабочего места библиотекаря, делится собственным опытом работы. Принимает активное участие в работе творческой группы школьных библиотекарей района, где составляются и разрабатываются открытые мероприятия на уровне  школьных библиотек района. 

Наиболее запоминающиеся мероприятия Агаспарова Г. А. провела  по обобщению и распространению  своего опыта, такие как:

- Круглый стол «Общение и профессиональная этика школьного библиотекаря»;

- Семинар «Организация работы школьных библиотек: работа с документами»,

Принимала участие в республиканских конкурсах:

2001 год – Диплом III степени в республиканском смотре- конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению подрастающего поколения;

2003 год - Дипломом I степени в республиканском туре Всероссийского конкурса «БиблиОбраз» в номинации «Родник (газета «Учитель Дагестана» №6 (159) 2003);

2007 год – Диплом III степени в республиканском смотре – конкурсе работы библиотек, на знание детьми культуры народов Дагестана в номинации «Школьная библиотека»;

2010 год – Диплом Союза детских писателей РФ «за пропаганду детской литературы и активное участие в международном конкурсе «Проза – детям»

6.                  Роль библиотеки в учебно – воспитательном процессеобразовательной организации, в том числе во внеурочной деятельности и оказание дополнительных образовательных услуг.

 Школьная библиотека  является:

-учебной -   обеспечивает информацией и соответствующими документами учебный процесс;

-  специальной -  обслуживает педагогический коллектив школы;

-  публичной - предоставляет  учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. 

Школьная библиотека  является структурным подразделением школы, одновременно исполняя функции публичной и специальной библиотеки.

 Фонд учебной литературы пополняется Министерством образования и науки РД, а  фонд художественной литературы пополняется самими библиотекарями  (часто нужная литература приобретается за свой счет), а также подарками учеников и родителей.

Через книгу и чтение школьная библиотека вносит свои вклад  в реализацию образовательной программы основного общего и среднего общего образования школы на 2017-2020 учебные годы. Всеми формами и методами библиотечной работы мы содействуем « активному использованию речевых средств и средств информационныхи коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач». Создание максимально комфортных условий в библиотеке активируют работу наших читателей в читальном зале и в  массовых мероприятиях.

Массовая работа в школьной библиотеке  - это одна из возможностей  приобщить учащихся  к чтению. В этих массовых  мероприятиях, наш читатель  активный участник.

В них мы используем различные виды деятельности:

Классные часы – «Сейте разумное, доброе, вечное…» по книге Д. С. Лихачева «Письма о добром м прекрасном»;

Устные журналы – «Вот Человек – Слава Человеку» по творчеству А. А. Лиханова;

Поэтические вечера –«Звезда моей Надежды…» к юбилею ногайской поэтессы Кадрии Темирбулатовой;

Литературные гостиные  – «Материнская любовь» по творчеству Фазу Алиевой;

Читательские конференции – «Тучки мы…Влажный след… Были и нет…» по повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая..»;

Литературные игры – «Веселый мир Эдуарда Успенского», «На пять!»…;

Экологические часы – «Сохраним природу», …;

Конкурсы, викторины.

На базе нашей библиотеки  проходит подготовка (знакомство с правилами конкурса, просмотр видеороликов, подбор произведений, репетиции)  и проводятся классные и внутришкольные туры Всероссийского конкурса «Живая классика».

Организация и проведение Чемпионата  по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 20».

Ежегодно проходит «Неделя детской и юношеской книги». 

Проводим Международный месячник школьных библиотек.

Все вышеперечисленное направленно на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. Прививая  ребёнку любовь к книге и чтению,  мы учим детей разбираться в людях, вдумываться в их взаимоотношения, устанавливать связь между психологией персонажей и окружающей действительностью.

Оказываем помощь преподавателям к подготовке к уроку, к открытым мероприятиям, к классным часам, родительским собраниям. Делаем подборку необходимой литературы и наглядного материала, оформляем книжные выставки.

7.                  Краткая характеристика библиотечного обслуживания обучающихся и педагогов.

Библиотечное обслуживание обучающихся и педагогов школы проходит  в читальном зале и на абонементе. Поиск документов в фонде осуществляется непосредственно библиотекарем, посетители библиотеки не допускаются в фондохранилище, они (читатели) имеют возможность самостоятельно подбирать интересующую их литературу в читальном зале, на  выставках книг.

 Одной из основной   формы работы  школьной библиотеки,  является индивидуальное библиотечное обслуживание читателей. Такая работа позволяет организовать продуктивное сотрудничество библиотекаря и посетителя библиотеки, удовлетворить  информационные потребности читателей, развить структуру и глубину интересов учащихся, содействовать повышению уровня их информационной культуры и читательского развития.

 При записи читателя в библиотеку, библиотекарь обязательно проводит индивидуальную беседу с читателем, в которой рассказывает о библиотеке и книгах,  о правилах поведения и пользования библиотечными фондами. А уже  при следующем  посещении библиотеки,  библиотекарь интересуется  мнением  читателя о прочитанном произведении, рекомендует программную и внепрограммную литературу.  Такие  беседы позволяют осуществлять непосредственный контакт между библиотекарем и читателем, учитывать его интересы и возрастные особенности, индивидуальные характеристики. 

Беседа о прочитанной книге позволяет проверить эффективность работы по стимулированию чтения и наметить дальнейшие пути рекомендации книг.Наши читатели очень любят беседы при записи книг, с большим удовольствием делятся своим мнением, отвечая на вопросы библиотекаря, дают характеристики главным героям, рекомендуют прочитанные произведения своим друзьям и одноклассникам.

Готовясь к индивидуальной работе, библиотекарь просматривает литературу, наиболее интересную для читателей, оценивает ее объем и степень «сложности» подачи материала для восприятия учащимися, намечает группы читателей,  продумывает приемы, с помощью которых можно рекомендовать книги - иллюстрации, забавные эпизоды в тексте, предисловие, оглавление, отзывы и так далее.

 Рекомендуя  нужную литературу, предлагаем пользующиеся популярностью  и в то же время отвечающие  потребностям и интересам самого читателя произведения, но  при этом  учитываем психофизические особенности учащихся - быстрая утомляемость, отвлекаемость, недостаточный уровень развития внимания и памяти. Читатели начальных классов выбирают  яркие, красочные  издания, в которых информация подается на доступном для детского восприятия уровне, емко и увлекательно.

Рекомендуя книги  читателям, стараемся подчеркнуть  художественное достоинство произведения, опираясь на мнение и отзывы других читателей, обратить внимание на практическую ценность текста, для использования его при выполнении учебных заданий.

Участвуя в педагогических советах и методических объединениях учителей-предметников знакомим педагогов с  новыми поступлениями, а  в библиотеке оформляем книжные выставки.

Проводим беседы и  консультируемродителей по поводу используемой учебной литературы, рекомендуем внеклассную литературу, даем советы, как научить ребенка любить книгу и чтение.

Большая работа ведется с читателями,  запрашивающими литературу для дополнительной  подготовки к урокам, олимпиадам, экзаменам.

Стараемся точно и в срок выполнитьбиблиографическиесправки, подобрать материал для докладов и рефератов, консультаций, проводим  библиотечно – библиографические  уроки. 

Цель библиотечно - библиографических уроков – вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научить ориентироваться в библиотечном пространстве.

Формирование библиотечно - библиографической грамотности – часть единого процесса руководства чтением детей в библиотеке. Задача библиотекаря - научить читателя пользоваться библиотекой, её фондами, справочно-библиографическим аппаратом и работе с книгой.

Для учащихся  среднего  и старшего звена  проходят  библиотечно – библиографические  уроки, где знакомим читателей с историей книги и библиотек, со структурой  и правилами работы  с книгой, проводим беседы о значении каталогов и картотек, о художниках-оформителях  детских журналов и книг.

Одним из эффективных форм библиотечного обслуживания являются книжные выставки -непосредственный показ самих произведений печати.В течение года в библиотеке оформляются тематические книжные выставки, выставки к юбилеям поэтов и писателей, к знаменательным и памятным датам:

·         «Я памятник воздвиг себе из песен…» - к 95-летнему юбилею Р. Гамзатова;

·         «Аьр ятлавда юрегининъ йылувы» - к 80-летнему юбилею Г. Ю. Аджигельдиева - ногайского поэта;

·         «Нескучная классика»

·         «Язык моих отцов – достоинство моё» - к Международному дню родного языка

·         «Без права на забвение» - ко дню Победы,

·         «Калейдоскоп веселых книг»

·         «Сказка ходит по Земле»  и другие.

У книжных выставок проводим рекомендательные и обзорные беседы.

Так же оформляются стенды:

·         «Советуем прочитать» - рекомендательные списки книг с аннотациями;

·         «Литературный календарь»….

И конечно, обширная, разнообразная, и очень интереснаямассовая работа:

·          Устные журналы – « На все времена» по творчеству Р. Гамзатова;

·         Литературные гостиные и вечера -  «Материнская любовь» по творчеству Ф. Алиевой;

·         Читательские конференции – «Ногайские мифы: легенды и поверья» - Капаев И. С.

·         Электронные  презентации новых художественных книг и учебников;

·         Литературные игры – «Всё о Гарри Поттере», «Почитаем, поиграем»;

·          викторины, конкурсы, тематические утренники….

8.      Взаимодействие с органами местной власти, муниципальными и городскими библиотеками, общественностью и другими партнерами.

При возникновении  проблемных вопросов обращаемся к заместителю главы администрации МР«Ногайский район» - Ярлыкапову Б. А.,  начальнику  МКУ «Отдел образования» администрации МР «Ногайский район»-    Агаспаровой А.Д..

Наша библиотека взаимодействует с детской районной библиотекой, со школьными библиотеками района. Связь со школьными библиотеками очень тесная. Семинарские занятия методического объединения школьных библиотекарей в основном проходят на базе нашей библиотеки, выездные семинары позволяют посетить библиотеки школ района. На семинарских занятиях поднимаются вопросы организации инновационной деятельности в школьных библиотеках,  использование новых информационных технологий.

Имея многолетний опыт работы библиотекаря,  делюсь своими знаниями и на школьном сайте  освещаю деятельность библиотеки.

9.                  Описание деятельности по созданию положительного имиджа библиотеки.

Для создания имиджа школьной библиотеки не достаточно укомплектовать фонд, оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт.  Имидж библиотеки, с нашей точки зрения, складывается из следующих факторов:

·          Компетентностьи авторитет сотрудников;

·         Культура общения;

·         Дизайн библиотеки;

·         Комфортность условий для пользователей;

·         Качество информационных ресурсов;

·         Реклама библиотеки;

·         Наличие традиций.

Профессиональный рост является составной частью имиджа школьного библиотекаря. Мы так же считаем, что наравне с профессионализмом должны стоять и человеческие качества. Пользователи библиотеки должны чувствовать себя в библиотеке спокойно и комфортно.

Материально – техническая база нашей школьной библиотеки, к сожалению, не достаточно укомплектована. Но при работе с читателями мы используем возможности школы. Занятия проводим в тех кабинетах, где имеется необходимое оборудование. Недостаток технического оснащения компенсируем интересными мероприятиями.

10.               Внедрение инновационных технологий.

Отличительной особенностью школьных библиотек от других учреждений культуры является то, что досуговая деятельность в них понимается не только как развлекательная, но и как просветительская. И использование инновационных технологий позволяет нам глубже и  ярче донести до читателей нужную информацию.

У наших читателей большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятие вносится элемент игры. Насыщенными игровыми элементами могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, КВНы и т.д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый материал, но и узнать что-то новое.

Одной из интерактивной формы работы с читателями является акция – действие, направленное на достижение какой-либо цели.

Традиционной, в нашей библиотеке, становится акция «Читаем вслух – В гости с книгой».  Это - или тематическая акция,  или посвященная творчеству одного писателя или поэта.  Библиотекарь, совместно с  учащимися старших классов подбирают произведения, начитывают текст, вырабатывая у чтеца технику чтения, выразительность, работают со словарями над незнакомыми словами и выражениями, что бы донести их до слушателя. И затем, в день проведения акции на уроках внеклассного чтения, ученикам начального звеначитают произведения русских, советских, российских и зарубежных детских писателей. В заключение мероприятия наши слушатели делятся впечатлениями после прослушанного произведения.

В проведении мероприятий большое значение имеет использование наглядного материала.  Благодаря компьютерным технологиям нам удается представить материал доступно, красочно, запоминающе, что приводит к повышению мотивации получения новых знаний, опыта, глубокому усвоению материала. Многие мероприятия дополняют электронные презентации созданные библиотекарями и педагогами школы, готовые видеоролики, размещенные на образовательных порталах сети Интернет.

11.               Создание комфортной развивающей среды библиотеки.

Школьная библиотека – это отдельное социокультурное пространство в школе, со своими правилами и традициями, а вводит детей в этот мир   школьный библиотекарь.  И мы обязаны создать комфортную среду,  которая сыграет особую роль в процессе формирования личности, читательского вкуса и интереса, и в целом в процессе образования.

Комфортная среда  определяется через  окружение читателя благоприятной атмосферой библиотеки, установлением доброжелательных межличностных отношений.

Первое - это общий вид помещения: уют, чистота и порядок в библиотеке. Наша библиотека – это совмещенный абонемент и читальный зал. Есть зона библиотечного фонда, закрытая для читателей и зона свободного пользования. В зоне свободного пользования оформлены книжные выставки, книжный  фонд расставлен тематически: «Книги для младших школьников», «Книги для среднего звена», «Дагестанская литература», «Ногайская литература», «Книги о Великой Отечественной войне» - это самая востребованная литература. В закрытой зоне – методическая литература, справочная, русская, советская и зарубежная классика.

Второе  - создание атмосферы дружелюбия, открытости, внимательности, вежливости. Благоприятная среда способствует быстрому установлению продуктивного взаимодействия с учащимися, что  благотворно сказывается на развитии личности ребенка.

12.               Актуальность проекта; инновационность используемых подходов; понятность и востребованность результата; общественная значимость и эффективность воздействия на предполагаемые аудитории проекта; обоснованность запрашиваемых средств, реалистичность исполнения проекта.

Проектная работа «Литературное наследие» - к 80летнему юбилею со дня рождения ногайского поэта и писателя Гамзата Юсуповича Аджигельдиева.

Литературное краеведение – это исследовательская работа, которая  учит работать с людьми,  с печатными документами (книгами, журналами, газетами, архивными данными),  знакомит молодое поколения с литературными традициями  малой родины и России в целом, дает возможность понять связь  литературы и жизни, содействует культурной преемственности поколений.

Литературное краеведение – это возможность проникнуть в творческую мастерскую литературного деятеля, сопоставить творчество поэта с впечатлениями читателя.Среди наиболее ярких литературных имен края выделяется самобытный многогранный талант Гамзата Юсуповича Аджигельдиева,  которого не случайно называют "ногайским Есениным", что позволяет организовать с опорой на его творчество плодотворную работу по литературному краеведению.

Актуальность проекта.

Одной из актуальных проблем современного общества является сохранение родного языка в условиях нашей многонациональной Родины.    Современная молодежь, изучая иностранные языки, не считает необходимым знать свой родной язык, обосновывая это тем, что родной язык им в жизни не пригодится.

Воспитание  любви к родному языку, сохранение и развитие  языка является одной из приоритетных направлений в работе нашей школьной библиотеки.

К 80-летнему юбилею ногайского поэта Гамзата Юсуповича Аджигельдиева, была проведена большая организационная работа, в ходе которой собран газетно – журнальный и литературно – критический материал, воспоминания родных и современников поэта, который  требовал  обработки и систематизации.Благодаря этому  фонд библиотеки пополнился произведениями поэта.

Инновационность используемых подходов:

Инновация присутствует  практически во всех направлениях деятельности школьной библиотеки.  В данном проекте это использование компьютерных технологий, создание электронных презентаций, сканирование газетных и журнальных статей.

Понятность и востребованность результата.

Результатом данного проекта стали два  мероприятия:

- Районная читательская конференция «Дуныя ман соьйлемеге суьемен» на родном ногайском языке. В конференции приняли участие ученики старших классов семи школ района, школьные библиотекари, учителя родного языка и литературы. Подготовка к конференции требовала знания родного языка, умения делать  литературный анализ произведений и  работать со словарем.  Участники справились с поставленными задачами, их выступления  раскрыли творчество Г. Ю. Аджигельдиева и произведения зазвучали по-новому.

- Итоговым мероприятием стал творческий  вечер «Днем ненастным или днем погожим

                                                     Людям о тебе не позабыть».

Сценарий мероприятия был написан в хронологии жизни поэта и выхода в печать его книг.

Проделав исследовательскую работу, старшеклассники еще раз убедились в том, что творчество ногайских поэтов и писателей   заслуживает отдельного внимания. В ходе исследовательской работы, учащиеся не только открывают для себя творчество того или иного ногайского поэта и писателя, но и знакомятся с литературными традициями родного края.Хочу такой сайт

Общественная значимость и эффективность воздействия на предполагаемые аудитории проекта.

Проект направлен на юношескую  аудиторию с привлечением к чтению и продвижению произведений    Г. Ю. Аджигельдиева, но и других ногайских поэтов и писателей. Проектная работа формирует у учащихся культуру познавательной деятельности по сохранению памяти о литературном наследии ногайского народа, закрепляет навыки продуктивной деятельности  работы с текстом при изготовлении творческих работ, создании электронных презентаций.

Обоснованность запрашиваемых средств, реалистичность исполнения проекта.

Проект «Литературное наследие» способствует популяризации ногайской литературы, позволяет                                                                                   выстроить систему взаимодействия  школы и школьных библиотек.

Проект  выявил учеников, которым реально интересна литература на родном ногайском языке.

13.  Перспективы укрепления материально-технической базы

и информационного пространства библиотеки.

В плане развития материально-технической базы  и информационного пространства школьной библиотеки в ближайшее время предполагается ремонт помещения библиотеки, замена стеллажей, приобретение мебели для читального зала, оснащение современной оргтехникой в соответствии с нормами  требования законодательных актов.

Планируется приобретение и внедрение автоматизированных библиотечных информационных систем.

В дальнейшем планируем в соответствии с современными требованиями из школьной библиотеки развиваться в направлении информационно-библиотечного центра, создать инфраструктуру комфортной информационно-образовательной среды для электронного и дистанционного обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Не маловажное значение имеет систематическое обновление фонда библиотеки. Наши читатели часто запрашивают произведения современных авторов. В фонде библиотеки только не хватает книг по истории Дагестана, но и произведений  дагестанских поэтов и писателей.

14.   Освещение работы библиотеки в СМИ.

 

 Член   союза  журналистовРФ, корреспондент газеты  «Шоьл тавысы – Голос степи»  Кожаева Нурият систематически освещает работу школьной библиотеки в прессе.

 

 

     

Творческий вечер Гамзат Аджигельдиева к 80-летию со дня рождения.

14.12.2019

Творческий  вечер Гамзат Аджигельдиева к 80-летию со дня рождения.

«Днем ненастным или днем погожим

Людям о тебе не позабыть».

 

Библиотекарь: - У народного артиста России Валентина Гафта есть такие строки:

                           Мы – лишь точки мирозданья, чья-то тонкая резьба,

                           Наш расцвет и угасанье называется – судьба.

 У Гамзата Аджигельдиева вся жизнь, как натянутая струна кыл кобыза, что звучит и радостью и болью,  восхищением и разочарованием. Гамзат Аджигельдиев – человек - талант, человек – загадка, человек – боль, человек – любовь.

Он прожил мало, но каждое его произведение отдельный жизненный миг, из которого мы складываем мозаику его жизни.

Чтец: (Руслан Уразакаев) –  Памяти Гамзата Аджигельдиева.   (Анварбек Култаев сборник «Полынная судьба» 2014, Даг.книж издат)


 Мне бы не так встречать твой день рожденья,

 Не среди надгробных серых плит,

Где скорбят по ком-то чьи-то тени…

Но ушел ты и душа болит.

В том виновен, что бываю редко

Здесь, где время замедляет бег,

             Где в печали будто шепчут ветки:

            - Как тебе живется , Анварбек?..

Ведь с тобой вдвоем в степи Ногайской,

Лежа на песке, как воробьи,

Мы мечтали не о кущах райских,-

О земных

И дружбе и любви.

Поклялись, что будем помнить юность,

Что бы там не выпало в судьбе,-

Как девчонку ту, что улыбнулась

Над  Кубанью одному тебе.

Тот рассвет, что разгорался жарко,

Тот закат, что затухал в горах.

Говорил ты:

- Ничего не жалко,

Кроме жизни на семи ветрах,

Кроме солнца в колыбели синей,

Кроме неисхоженных дорог,

Кроме буйной, молодецкой силы,

Кроме Пушкина

Да Лермонтова строк…

Было то разлуки дуновенье,

Но в неё не верил я тогда,

Не предал твоим словам значенья.

Ты ж Ногай оставил навсегда.

Только память легкою походкой,

Подойдя неслышно, как во сне,

П перебирая дни, как четки,

Обернет лицо твое ко мне.

И в окно, сквозь капли дождевые,

           Тихие и слышные едва,

            Постучатся вновь твои живые

            Теплые весенние слова.

            Нет, они не стали днем вчерашним,

            Песенные строки,

            И струна

           Людям так их раздает,

                                                  Как пашне

                                                  Отдают обычно семена.

В семенах всего важнее – всхожесть.

Верю я: густым побегам быть.

Днем ненастным или днем погожим

Людям о тебе не позабыть.

 


 

 

Ведущий 1: - Ногайский поэт и прозаик - Гамзат Юсупович Аджигельдиев – родился 21 декабря 1939 года в ауле Орта – Тюбе  Ногайского района Республики Дагестан. Рано потеряв родителей, детские и школьные годы,  рос и воспитывался в Кизлярском  детском доме, в интернатах аула Арсланбек и с. Терекли - Мектеб. Учился в Терекли – Мектебской школе. Стихи начал писать, по словам самого поэта, с 6-го класса. После окончания школы попытался поступить в летное училище, но не прошел по состоянию здоровья. И тогда решил полностью посвятить себя литературному творчеству.

 

Ведущий 2:  - С  1958 по 1961 годы Гамзат  проходит службу в рядах Советской Армии. Одновременно прошел обучение в двухгодичном вечернем университете марксизма- ленинизма при Политотделе войсковой части № 04769 Белорусского военного округа. В эти же годы его стихотворения печатаются в ногайских газетах «Шоьллик маягы» и «Ленин йолы» (г.Черкесск).

После демобилизации из армии Гамзат поступает в Литературный институт имени М. Горького. Обучался на курсе В.Д. Захарченко, его однокурсником и соседом по комнате в студенческом общежитии был поэт Николай Рубцов, что сказалось на схожести их творческой индивидуальности. Его стихи печатают  в институтской многотиражке.

В эти же годы происходят знакомство и общение с представителями ногайской творческой интеллигенции Кубани Фазилем Абдулжалиловым, Суюном Капаевым, Келдыхан Кумратовой, которые способствовали обогащению жизненного и творческого опыта Гамзата, росту его творческого мастерства.

 

Ведущий1: - В 1962 году в Махачкале вышел первый поэтический сборник Гамзата Юсуповича  «Сокпак» (Тропинка) на ногайском языке. Стихи, вошедшие в этот сборник, были написаны учеником, военнослужащим Советской Армии, слушателем совпартшколы.  Спустя некоторое время в письме К. Кумратовой Гамзат напишет: «- Мне стыдно за «Сокпак». Это разве стихи?» Но именно эти стихи ознаменовали собой начало качественного обновления ногайской поэзии.

 

Чтец: - Янмурзаева Милана

- «Гамзат Аджигельдиевтинъбиринши поэзия йыйынтыгы «Сокпак» деп аталып, 1962 йылда Махачкалада баспаланган. Биринши  йыйынтыгы, биринши суьюниши, язды билдирип келген, карлыгашы. Сокпактан уьйкен таза ниетли йолга шыкпага мырат эткен аьдем яшавдан таймага керек тувыл эди. Йыйынтыкка кирис соьзин, шебер тилли, ногайдынъ белгили язувшысы Круптурсын Оразбаев булай язган: «Оны «Сокпак» деп атавы да яс таланттынъ оьзине тийисли сокпагын излев болар, неге десе бек коьп эм кыйын сокпаклар карсы келееклер. Олардынъ кайсысы шынты  яратувшылык йолына туьсиреегин сайлап билуьв керек. Гамзат яратувшылыгын йолын тапкан эди.

Гамзаттынъ яратувшылыгын билген, окыган аьдем оьз ойын айтпай болмайды. Солай болып, совет ногай литературасынынъ  негизин салганлардынъ бириси М. К. Курманалиев язады: «онынъ аьдемшилиги, коьнъил байлыгы оьзин баскаларга суьйдиреди. Яс поэтимиз Гамзаттынъ азган оьмиринде язган произведениелери бек терен ойлы, шебер тилли…»

- Мен сизге Г.Аджигельдиевтинъ  «Кара боьрк» деген ятлавын айтып эситтрейим. Ятлавда автор кавгадынъ коьрсеткен кыйынлыгы акында айтады, улы кавгада калган атасын сагынады, оьктемсийди оны ман. Боьркти басына кийгенде оны баска сезимлер бийлейди.

 

Стихотворение «Кара боьрк»

Етим калган ялгыз тек мен тувылман,

Ата – ана согыслардан кайтпады.

Тек айтаман: кайгы коьрген увыл ман

Юмсак соьзлер эш бир аьдем айтпады.

Тавып олар дутбатларын болмадым,

Согыс куьнде баьриси де яныпты.

Тек коьзимди кара боьрктен алмадым,

Эстеликке сол атамнан калыпты.

Алып кийдим. Бойым оьсти бир суьем.

Халк айтады: «Тап атасы – карасак».

Оны излеп, отка туьспей куьемен,

Явап берер, аьдемше йок, сорасам.

Атам, сенинъ мен сеземен керегинъ,

Алып боьркинъ сенинъ буьгуьн кийгенде.

Суьвретинъди  йыйнап алган юрегим,

Сезши, атам, сенсиз юрек куьйгенди.

 

Ведущий 2: - В 1964 году в Дагестанском книжном издательстве вышел сборник «Карлыгаш» (Ласточка). Это был первый послевоенный сборник произведений караногайских (дагестанских) поэтов. Сборник «Карлыгаш» - это совместная работа братьев Аджигельдиевых,  составителем которого стал  – Бадий Явланович Аджигельдиев, а  редактором сборника выступил  Гамзата Аджигельдиева.  В сборнике представлены рассказы К.  Оразбаева и Б. Я. Аджигельдиева,  поэтические произведения  М. К. Курманалиева, Зейита Койбалиева,Кельдихан  Кумратовой,  Анварбека Култаева, Сейдахмета Рахмедова, Джалала Шихмурзаева. Гамзат Аджигельдиев в этом сборнике представил на суд читателя свою повесть «Насипли».

Лирическая повесть «Насипли», написанная Аджигельдиевым всего лишь в 25 лет, является классическим произведением нашей национальной литературы.

 

Чтец:  Кокурова Айсель

- Окувшыларга каратып, Бадий Явланович язады: «-…Бас дегенде ок Ногай шоьллигиндеги язувшылардынъ йыр, хабар йыйынтыкларын йыйып, халкты таныстырувымыз биринши кере деп айтылады. Солай болганга коьре, шоьпленип йыйылган затларды сиз «электен элеп» шыгарсанъыз экен деймиз. Халк – яхшы эм аьдил элек эм бияла. Сиз «элеп» каранъыз, не калар экен. Экиншилей, оьзимиз «элемеге» йигеримиз бармады. Ким биледи, «кылшыгын аламыз деп, коьзин шыгарып» коймага болармыз, туьйи орнына кабыгын йыйып олтырармыз.

Биринши китап болган сонъ, йыйынтыкка «Карлыгаш» деп ат бердик. Бу «карлыгаш» ногай литературасына шынтысы ман да язлык келгенин  билдирер деп йораймыз. Келинъиз, окувшылар, язувшылар, баьримиз де йыйылып, колдан келгенимизди этип, сол «карлыгашка» уя салайык. Тама, тама коьл болар…» 

 

– отрывок из повести «Насипли» «- «Яп - яслай мен оны уйпаланган  шешекейдей саргайттым. Кишкей юрегине уьйкен яра салдым. Шоршып – шавып юрген тайдай эркин заманында, нокта салгандай этип, мен оны аттай ювас эттим. Нагашакасы топырак болгандагы юрек ярасын, яныннан баска кыз бан оьтип, оны куьтпеге шыккан йолдасларыннан айырылып, янъы ярасын мукаят янъырттым, ама ол мени курстагы яслардан айырмай тойына шакырды. Белки ол мени аьли суьетагандыр? Йок! Ол мени тенълериннен кем коьрмеге суьймеген болса ярайды?»

   

Ведущий 1: -Приход Гамзата Аджигельдиева в поэзию ознаменован новаторствами, которые он внес в ногайскую систему стихосложения. Дагестанский поэт Гамзат Аджигельдиев оживил традиционную систему стихосложения, традиционный размер ногайского народного стиха. До него ногайская поэзия не знала перекрестной рифмы. Г.Аджигельдиевым впервые введен в поэзию одиннадцатисложный силлабический размер с перекрестной рифмой. Такая организация стиха заняла прочное место в ногайской поэзии, что в значительной степени расширило возможности поэтов, - пишет литературный критик Насипхан Суюнова.

 

Ведущий 2: - Гамзат Юсупович печатается в ногайских газетах в Дагестане и на Кубани, пишет литературно – критические статьи, принимает участие в работе литературных семинаров в Черкесске, изучает и пропагандирует историю ногайского народа, помогает молодым.

Его стихи переводят на русский язык Г. Каменная, Г. Разумовский, О. Бузулук, и другие.

В 1965 году Гамзат завершил обучение в Литературном институте.

 

Чтец: – Койлубаев Ильяс  - В 5 номере за 1966 год в журнале «Техника молодежи» на 10 странице напечатано стихотворение Гамзата Аджигельдиева на русском языке. Это был отрывок из поэмы «Земля».


--Прости, Земля,

Я рыл в тебе окопы,

Взрывчаткою составы поднимал,

Я в кирзовых, тяжелых

Топал, топал,

Я умирал

И снова оживал.

Прости, Земля,

Я не пришел проститься.

Мои слова

Приветствуют тебя.

Я все иду,

Я все лечу, как птица,

Я растворяюсь в капельках дождя.

О многом говорили мы с тобою,

О многом еще будем говорить.

Зовешься ты звездою голубою,

Тебе Вселенной

Факелом светить.  (перевод с ногайского Галины Каменной)


В сопроводительной заметке «В добрый путь» Василий Захарченко пишет «Мы сделали традицией помещение «стихотворения номера» в нашем журнале. Сегодняшняя подборка стихов несколько необычна: стихи поэтов разных стран и разных республик нашей страны. Однако такая подборка вполне оправданна. Да, действительно, стихи суданского поэта Тадж ас Сира, пишущего на арабском языке, монгола Долгорына Нямаа, Хассиба из Ирана соседствуют со стихами Ивана Николюкина. Евгения Антошкина, Юрия Медведева, пишущих на русском, произведениями чеченца Мусбека Кибиева,  ногайца Гамзата Аджигельдиева  и других советских молодых поэтов.

Дело в том, что они все студенты одного курса, заканчивающие в этом году Литературный институт имени А. М.  Горького – единственный в мире институт этого профиля….

Но всех их объединяют сегодня не только стены одного творческого учебного заведения – их сближает главное: оптимизм, жизнеутверждение, вера в прекрасное будущее, борьба за него. Давайте  же пожелаем когорте молодых поэтов, входящих в жизнь. Новых успехов, смелости и поиска на их пути. В добрый путь, ребята».

   

Ведущий 1: -«Взгляд Гамзата на литературное творчество не совпадал, - пишет Суюнова Насипхан Хусиновна, - а то и противоречил устоявшемуся в официальном искусстве  мнению о назначении литературы. От этого он страдал, не находя поддержки, часто переживал депрессию, отчужденность»

В июне 1966 года, в возрасте 27 лет, поэт ушел из жизни.

 

Чтец:(стихотворение Кадрии на смерть Гамзата Аджигельдиева) - Утюмова Камила –

-  1999 йылдынъ,  навруз айынынъ 23 – де шыккан «Шоьл тавысы» газетадынъ бетинде   К.Темирбулатовадынъ Гамзат Аджигельдиевтинъ замансыз дуныядан тайганына багыслап язган  ятлавы баспаланган. Ол ятлав аьвелде бир ерде де баспаланмаган эди. Онынъ  акында Кадрия ман бирге окыган Зарманбетова Мавлизат Муслимовна Кадриядынъ ога  язган хатын окып эситтирди,сол хаттынъ ишинде сосы ятлав бар эди.  «Понимаешь, когда я думаю, о смерти Гамзата Аджигельдиева меня трясёт, я физически ощущаю утрату. Ведь этакого громадного ума лишились.

О нём я пишу так».


Оьз кевденъди оьз колынъа ыслап сен

Коьз япканша эш бир зат та айтпадынъ.

Тал шыбыктай нар бойы хатынынънын

Доьрт буьгуьлип, эс йойганда кайтпадынъ.

Биревге де «Наьсиплинхди» тапшырмай,

Уьйкен суьюв урлап коьрге аькеттинъ.

Эм оьзинъе усаган эш калдырмай –

Неге солай эрте бизден сен кеттинъ?

Неге сенинъ сондай шебер соьзлеринъ

Ушкын болып от шыгармай соьндилер?

Неге сенинъ юрегинънинъ сазлары

Занъырасып уша алмай калдылар?

Неге, неге. Неге меним йыравым.

Дуныяга керек киси турмайды,

Неге сосы куьналердинъ коьбиси

Кереклердинъ оьзлеринде болады?

Дуныяда тагы да куьн тувады,

Тагы да туьн бизим шоьлге келеди;

Каьлемимди алып ойга мен туьссем

Бу соравлар ойларымды боьледи.

Неге? Неге?  Неге?

 


 

Ведущий 1: - Гамзат Аджигельдиев  жил  и творил в переходную эпоху 60 - 70-х - времени не столько внешних дел, сколько внутренней работы, времени подготовки нового сознания. Н. Бердяев,  говорил о том, что «большое дело совершается в личностях, а не в массах. В массе своей народ перейдет от старого состояния духа к новому, не пережив многих испытаний, многих сомнений, надломов, пережитых отдельными искателями».

 

Ведущий 2: - В 1988 году в Дагестанском книжном издательстве вышел посмертный поэтический сборник Гамзата Аджигельдиева «Урланган суьюв» (Украденная любовь), с предисловием Тахира Акманбетова.

 

Чтец: Рахманов Мураджан - Гамзат Аджигельдиевтинъ «Урланган суьюв» деген йыйынтыгына лирика ятлавлары эм поэмасы киргистилген. Ятлавларында таза суьйим, алаллык, дослык акында айтылады.

Поэма болса согыста ян берген йигиттинъ алал суьйими, эл алдында оьз борышын толтырганы акында хабарлайды.

«Китапке ««Урланган суьюв»деген поэма толысынша кирген. Алдын ол поэмадынъ уьзиги «Таьвесилмес булак» деген йыйынтыкта баспаланган. Поэмады давдынъ канлы майданынынъ ялыныннан, куьллесиннен калган Болаттынъ суьйими акында соьз барады», - китапка кирис соьзди Тагир Акманбетов язган.

 


Отрывок и поэмы «Урланган суьюв»

Бас коьтерип, кулак салып, суьйгенлер,

Эби келсе мени аьли тынъланъыз.

Коьп суьйгенлер согыс йылда куьйгенлер,

Оны сизге мен айтаман, анъланъыз.

Тынъла, ана, ак шаш ана, тынъла сен.

Коьп маьне бар суьйгенлердинъ соьзинде.

Тынъла, ана! Ол соьзлерди анъла сен,

Сол соьзлерде яшар улынъ оьзи де.

О, суьйгенлер, поэмадынъ артыннан

Ол куьйгенде мен оьзим де куьемен.

Суьйгенлердинъ энъ де уьйкен аты ман,

Дуныя ман соьйлемеге суьемен.


 

Ведущий 1: - В 2009 году, в Дагестанском книжном издательстве, к 70 - летнему юбилею содня рождения Гамзата Аджигельдиева, вышел сборник на ногайском  и русском языках «Шоьл ийисиннен тувганман» (Я соткан из запаха степей).

 

Чтец: - Батыров Асанбий - «Г. Аджигельдиевтинъ ойлары бай эм терен: кавга эм онынъ кыйынлыгы, шоьлининъ эм аьзиз халкынынъ бактысы, анадынъ келпети, етимликтинъ ашшылыгы, таза эм терен суьйими, яшавдынъ маьнеси… Аьр бир язылган сырага шайир юрегининъ ялынын салып, бизге уьйкен оьнерли исин оьсиет эткен».

-Мен Аджигельдиевтинъ коьп ятлавлары ман таныстым, солардынъ ишинде мага сонетлери бек ярады,ишиннен сайлап «Энъ баслапкы яс куьндеги суьювим» деген сонетти ятладым.

 

Чтец:  -  Баетова Райме –глава IV из поэмы «Земля» - Гамзату Юсуповичу Аджигельдиеву на фронтах Великой Отечественной воевать не пришлось, но все его стихи о войне жизненно глубоки. Поэма «Земля» - это боль, боль не только человеческая, это боль самой земли, о людях, что живут на ней, и отдают жизнь за нее. Тревога за прошлое, настоящее и будущее Земли звучит в каждом слове. Поэма «Земля» - это гимн мужеству, стойкости, и любви. 

Чтец: -  Юсупханова Райсат  - «Роза» - Мне очень нравится читать стихи поэтов разных эпох и народностей. Ногайскую поэзию,  со стихами Г. Аджигельдиева, я открыла с новой стороны. В стихах Аджигельдиева есть тайна, которую хочется разгадать.

 Чтец: -  Кыдирниязова Суюмбике «Четверостишия» - Я хочу прочитать два небольших стихотворения Гамзата Юсуповича, которые очень точно открывают нам мир наших предков, наши традиции и обычаи.


- Отец, почему и в стужу, и в зной,

Прекрасная, как цветок,

Ногайская женщина, став женой,

Носила лишь белый платок?

- Зто с далеких и горьких дней,

Когда в старину, сынок,

Только и светлого в жизни у ней –

На голове платок.

*************

Покатилась чашка и упала с полки.

Голубая чашка, синие осколки.

Что же мать горюет целый день об этом,

Или в магазинах больше чашек нету?

- Сын мой, в магазинах есть любого цвета,

Просто ногайцы знают давнюю примету:

Не к веселью ворон в темном небе вьется,

Не спокойно в доме, если что-то бьется.

 


Ведущий 2: - В своей книге «Ногайская поэзия 20 века» Насипхан Суюнова пишет: «- Глубокая раздвоенность и внутренний надлом, испытанные и Кадрией, и Гамзатом в своем времени (60-70-е гг.), исполненные драматизма их поэтические судьбы повлекли за собой плодотворные последствия для ногайской духовности. Движимые стремлением целостного миросозерцания, органического слияния истины и добра, знания и веры, они успели внушить новым поколениям своих соратников по перу чувство наступающего перелома, ощущение перехода, как эпилога уходящей литературной эпохи и пролога новой. Их поэзия повлекла за собой смену ценностных ориентаций в творчестве ногайских поэтов, подготовив добротную почву для их «возвращения к Истине».

К 80 летнему юбилею Гамзата Юсуповича Аджигельдиева, в 2019 году, Дагестанское книжное издательство выпустило сборник «Дуныя ман соьйлемеге суьемен».

 

Ведущий 1: - Бу йыйынтыкка замансыз дуныядан тайган ногай шайири Гамзат Аджигельдиевтинъ (1939 – 1966) бир де баспаланмаган асарлары, оннан баска болып туьрли йылларда шыккан «Сокпак», «Урланган суьюв» эм  «Шоьл йиисиннен  тувганман» деген китапларыннан сайлам шыгармалары, солай ок адабият акында язган макалалары кирген.Соннан баска болып,йыйынтыкта  Тагир Акманбетовтынъ эскеруьвлери баспаланганлар.

 

Ведущий: -  Поэзия Гамзата Аджигельдиева – это зеркало его души, чувств, мыслей, это рассказ о времени и о себе, потому что поэт, какой бы темы он ни касался, рассказывает о собственном взаимоотношении со временем. 

Он  родился в недрах своего народа, вобрал в себя его опыт, вместил в себя и прошлое и настоящее жизни, чувства и страсть множества людей.

 

Чтец:   Батыров Асанбий читает стихотворение  Бориса Иналова


Ах, сени – ав, авырыйды юрегим,

Неге, Гамзат, этре тайдынъ дуныядан?

Неге экен корлаганлар сойынъды,

Ондайлардан тувыл эдинъ сен инсан.

Яткан еринъ юмсак, ярык болсын ды.

Сага карап сокпак бир де тозбаяк.

Мен сенемен , сынтасынънынъ касыннан

Уьйкен, кишкей басын иймей озбаяк.

Ах, Гамзат – ав, коьтерсенъ де басынъды!

Сени дайым тап тиридей коьремен.

Шыкшы коьрден, керип кара касынъды,

Соьйлеш,  Гамзат бир аз сама мени мен.

Йок, оьлмеген, Гамзат – поэт яшайды!

Ол бизи мен! Оьмир бойы яшаяк!

Бизим эске яшав бойы ой ман ол

Поэзия урлыкларын шашаяк.

 

18 марта в МКОУ " Терекли-Мектебская СОШ имени А. Ш. Джанибекова" прошла встреча с выпускником школы Ярлыкаповым Ахмедом.

18.03.2020

 Гульнара Абубекеров Библиоте: 18 марта в МКОУ " Терекли-Мектебская СОШ имени А. Ш. Джанибекова" прошла встреча с выпускником школы Ярлыкаповым Ахмедом, ныне старшим научным сотрудником Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований МГИМО (У) МИД России.

 Гульнара Абубекеров Библиоте: Ахмед Аминович рассказал о себе, своей работе, планах, отвечал на вопросы старшеклассников. Встреча вызвала живой интерес у учащихся. Они узнали много интересного и полезного из истории ногайцев. Ахмед Аминович дал много полезных советов по изучению языков, получения знаний, чтобы в дальнейшем стать востребованными специалистами.

 Гульнара Абубекеров Библиоте: Подготовили встречу учитель родного языка и литературы- Мавлимбердиева З.У.и библиотекарь - Агаспарова Г.А.

--

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285025041

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».